?

Log in

No account? Create an account
trs_trs_foto
::..::..:.:.
конспект двух лекций

Так вышло, что меньше, чем за неделю случились сразу две лекции о фотографии и смерти. Теме крайне интригующей. Раз уж я побывал на обеих, то постараюсь изложить увиденное и услышанное. Никакого аудио и видео, как мне кажется, на лекциях не писалось, поэтому обойдёмся без прямого цитирования докладчиков, но постараемся привести названия всех проектов задействованных в лекциях.

Хронологически первой оказалась лекция Александра Савельева (kunst_camera) "Образ смерти в фотографии", второй -лекция-диалог:«Фотография и смерть», где диалог состоялся между фотографом Марией Ионовой-Грибиной и искусствоведом Ириной Толкачевой.

Что касается структуры обеих лекций, то обе они были построены преимущественно вокруг просмотра фотографий и фотопроектов без существенных отсылок к книгам и/или теоретическим статьям. Единственным именем, прозвучавшим в контексте отсматриваемого, стало имя Ролана Барта и название его книги "Camera Lucida" (и там и там). Все проекты впрочем сопроваждались стэйтментами в обеих лекциях, Александр постоянно приводил цитаты из эссе, статей и интервью, посвященных работе почти каждого конкретного автора, чаща зачитывая их. Ирина вела свою лекцию несколько более расслабленно, комментарий носил более импровизационный характер, ближе к пересказу. Вероятно, из-за этого в целом создалось ощущение, что у Александра лекция была выстроена чуть более тщательно. Чувствовалось, что он предельно внимательно следит за сообщаемой мыслью, некоторые вещи подчёркивая многократно, как бы заостряя на них внимание. Впрочем обе лекции оказались, безусловно, познавательными.

Касательно продемонстрированного материала, то в своременной её части лекции перекрывались значительно, но не так, чтобы полностью дублировали друг друга. Тем более, что Александр большое внимание уделили ранней военной фотографии и пост-мортему, чего сознательно не стали делать Ирина с Марией. И это нормально - вполне очевидно, что есть знаковые проекты, без которых раскрыть тему не предствляется возможным.

Давайте пока просто списком, что было показано. С минимальным и непричесанным комментарием. Конспект.

Лекция Александра Савельева (kunst_camera) "Образ смерти в фотографии"



1. Ироничный снимок Ипполита-Баярда в образе утопленника

«Человек, который изображен на этом фото – Ипполит Бойард, изобретателю фотографии. Этот человек три года работал не покладая рук, чтобы найти способ сохранять светопись, но французское правительство больше полюбила господина Дагера, а про Бойарда и не вспомнило. Тело утопленника провело в морге более трех дней, но за ним так никто не пришел».

2. Роджер Фентон, иллюстрирующий, то что мертвецов фотографировать ещё не принято (тем более, что это правительственный заказ) + небольшая история-расследование касательно самого знаменитого его снимка "Valley of the Shadow of Death", который безусловно о смерти, хоть и без трупов.
http://www.loc.gov/pictures/search/?st=grid&co=ftncnw

3. Felice Beato и его снимок Upper North Taku Fort

с цитатой из современника про реакцию Беато на увиденную сцену со словами "эта группа мертвецов прекрасна"

4. Mathew Brady как пример прото-новостного агентства, в котором на него в разные годы работали от 5 до 30 человек, хотя все фотографии подписыались только его именем.
http://www.flickr.com/photos/usnationalarchives/collections/72157622495226723/
всё ещё нет возможности фотографировать быстрое движение, поэтому либо постановки, либо мертвецы.
+ знаменитая цитата из Нью-Йорк Таймс
http://www.oldmagazinearticles.com/Mathew_Brady_Civil_War_Photographer_Article#.UP0vZiecd9Y

5. Alexander Gardener и трупы рядком, после сбора их на поле боя.


6. Gardner's Photographic Sketch Book of the War (1866)
здесь она лежит: http://www.luminous-lint.com/app/vexhibit/_THEME_War_American_Civil_Gardner_01/5/0/0/
рассказана занимательная история про нижеследующий снимок и, кажется, следующий (поищите сами по ссылке)
http://www.luminous-lint.com/app/vexhibit/_THEME_War_American_Civil_Gardner_01/6/22/122578140276212315730/
где сняты одни и те же трупы, но к ним дан абсолютно разный комментарий, потому как на однм снимке они выданы за врагов, а на этом за своих. разница по сути лишь в ракурсе.

7. история с перетаскиванием трупа для большей художественности. там три закладки на странице.
http://memory.loc.gov/ammem/cwphtml/cwpcam/cwcam3c.html

8. Alexander Gardener - The Lincoln Conspiracy
http://www.geh.org/ne/str115/htmlsrc/lincoln_sum00002.html#72:0033:0040
фото приговорённых к казни люди, покушавшихся на Линкольна. они приговорены к смерти. Александр подчеркнул важность того, что это снимок приговорённых людей против их воли. здесь и всплыл Барт, который комментировал один из снимков.

казнь

в догонку
http://www.flickr.com/photos/george_eastman_house/sets/72157626360459847/
http://awesometalks.wordpress.com/tag/david-e-herald/

9. загадочный снимок "Коммунары в гробах". редкий по сюжету. зачем сделан?

со слов Александра приписывают Диздери, но вызывает, безусловно, сомнения. вероятно, перепечатка в его ателье. что значат цифры? почему две четвёрки?

10. Целое направление. Memorial Cards
http://www.flickr.com/photos/22147242@N02/galleries/72157624130552208
- фото со снимком умершего родсвенника (сюжет) достаточно долги и 50ые и 60ые. ввиду того, что часто у людей был лишь один снимок.
- мемориальные карточки с трогательными надписями. куда фото вклеивались

посмотрели рекламу мемориальных снимков, где всяческих педалируется тема того, что
"тело бренно, успейте сделать снимок"

11. кажется другой снимок, но сюжетно то же
http://www.flickr.com/photos/thanatosdotnet/2091602421/
погибший моряк в гонконге. пересъёмка кабинетной фотографии с венком в память о нём

12. перешли к пост-мортем

перейдя к пост-мортему Александр довольно подробно остановился на фенмене популярности постмортема в современном российском интернете. обилие подборок сопровождается обилием комментариев, ясно иллюстрирующих изменение культурных норм. большинство комментирующих подозревают такого рода фотографию в некрофилии, шизофрении и даже в намеренном умерщвлении детей ради съёмок.

также отметил, что раньше была традиция фотографировать кладбища (фотограф был также обязателен, как сейчас на свадьбе, ну почти). сейчас этого нет.

так много с детьми, потому что не успевали снять до, а хотелось сохранить (у взрослых та же ситуация). часто родители шли с уже мертвым ребёнком сперва к фотографу.

был приведён пример стереоскпических даггеротипов

александр подчеркнул, что стремились только к жизнеподобию, что и пугает людей сегодня. никакого стремления оживить их не было. но вообще такого рода фотографий весьма мало.

по словам александра "в принципе вся портретная фотография наследует живописи. главное стремление увековечить человека. такой билет в вечность, послание потомкам, посылка в будещее. отсюда, в частности, такая чопорность и серьёзность на лицах"

странная фотография с девочкой из чехии, 1910 года

мотивы:
http://www.flickr.com/photos/thanatosdotnet/2421624850/in/photostream
- фотографировали детей с игрушками
- живых у постели мёртвых.
- традиция дорисовывать зрачки
- фотографии с подвязанными мертвецами.

часто люди принимают за пост-мортем снимки, где разыгрываются какие-то сценки, или просто ребёнок маленький и он спит (что удобно для съёмок с длинной выдержкой). косвенный указатель на то, что это не пост-мортем, служит одежда матери.

архив с активной издательской программой http://www.burnspress.com/

13. перешли к скелетам в искусстве. посмотрели много дюрера, bernt notke, ванитас, костницу, катакомбы капуцинов.

александр подчеркнул, что в наше время смерть и само умирание спрятаны от нас. они выносится за скобки. людей увозят в больницы, из дома сразу в морг, ушла в больших городах традиция прощания с умершим всем подъездом. похороны стали чисто семейным делом, тогда как раньше это был процесс коллективный. люди собирались у гроба. причём такого рода традиция была везде и у нас и на западе и в перу (смотри ссылку)
http://www.flickr.com/photos/thanatosdotnet/2469838198/in/photostream

отметил, что к концу 19 века фотография отходит от человека. больше внимание уделяется почестям оказывающимся при похоронах.

14. вернулись к фотографии авторской. отметили, что скелет часто - это "смешно".
как тут http://www.flickr.com/photos/thanatosdotnet/2468331947/in/photostream

отметили существование спиритической фотогарафии, но не стали останавливаться на ней подробнее.

редкое фото
http://www.americansuburbx.com/wp-content/gallery/agustin-victor-casasola/thumbs/thumbs_woman-accused-of-witchcraft-mexico-city-c-1935.jpg
в нормальном размере ищем тут. кажется это женщина обвиняемая в колдовстве:
http://www.americansuburbx.com/series-2/a/agustin-victor-casasola-mexico-city


снятая без всякого монтажа классика.

15. журнальная классика

richard avedon - in memory of the late mr and mrs comfort
http://theparsons.com/photos/public/index.php?AlbumID=10032

tim walker
http://mumbling-elf.typepad.com/mumbling-elf/2009/10/death-becomes-her.html

16. frederick sommer
http://www.americansuburbx.com/2009/01/theory-frederick-sommer-photographs.html


17. Sidney Nolan

сниал засуху. высохшие тела животных красиво перекладывал и снимал.
использовал фото как этюды к своим живописным работам.
http://artblart.com/2011/03/20/review-sidney-nolan-drought-photographs-at-australian-galleries-melbourne/
здесь много.

18. roger ballen - possesed 2009

19. andres serrano - the morgue 1992
http://www.artnet.com/usernet/awc/awc_thumbnail.asp?aid=424202827&gid=424202827&cid=118026&works_of_art=1
интервью
http://bombsite.com/issues/43/articles/1631

20. sally mann - what remains
только та часть, что связана с криминологическим институтом, который исследует течение разложения человеческих тел в различных условиях.

21. joel piter-witkin
http://acidskull.com/body-fail-the-morbid-photography-of-joel-pete
Witkin’s most notorious photographs portraying corpses and body parts were produced mostly in Mexico — where he could get away with such a thing legally — and where he’d worked out a deal with a hospital in Mexico City that let him
http://www.orderofthegooddeath.com/after-joel-peter-witkin

22. Андрей ПОлушкин - Эрозия памяти
http://polushkin.net/memory-erosion/memory_01.jpg.php
переснятые фото с могильных плит, повреждённых временем

23. walter schels - life before death
http://www.walterschels.com/h/life_before_death_25_en.php
люди в хосписах, снятые незадолго до смерти и сразу после
с небольшими интервью

24. показанный в самом начале проект. про старение родителей и смерть матери
http://www.colingray.net/galleries/the-parents
http://www.colingray.net/galleries/in-sickness-and-in-health



Лекция-диалог между Марией Ионовой-Грибиной и Ириной Толкачевой "Фотография и смерть"



1. цветы Adolphe Braun
http://www.metmuseum.org/toah/works-of-art/1987.1161
т. "для меня эти фотографии цветов наиболее яркое воплощение напоминания о смерти в фотографии", "также меня привлекают случаные животные, попавшие в кадр. не те, что были объектом съёмки, а именно случайные".
и.-г. "цветы уже срезаны и мертвы"

2. Мария Ионова-Грибина - frailty
"На языке фотографии художник исследует понятия хрупкости, увядания, красоты оболочек, изящества природных форм, когда-то наполненных жизнью, хранящих воспоминания."

3. немного поговорили про пост-мортем. мысли те же, что и у савельева. про малое количество фотографий и неуспевание сделать такую при жизни, про фото как посылку в будущее, ничего патологического - естественная фотография для того времени, изменение культурных норм (свадьба - да. похороны - нет), реакция людей на пост-мортем в интернете свидетельствует об этом же.

4. joel piter-witkin
http://acidskull.com/body-fail-the-morbid-photography-of-joel-pete
ирина растурялась и не смогла рассказать о том, как и где делались его главные фотографии
Т: ставит вопрос о нормах культуры.
вспомнили историю рассказанную виткиным про виденную в детстве катастрофу, в которой девочке оторвало голову
т: сложно сказать правда ли это, вполне вероятно - это часть легенды, образа

http://www.orderofthegooddeath.com/after-joel-peter-witkin

5. цитата "Смерть стала новой порнографией". чья?

6. sally mann - what remains
проект целиком. http://historyofourworld.wordpress.com/2010/04/14/what-remains-sally-mann/
первые три частипо ссылке и тела.
отметили, что есть и цветные снимки, но показывать не стали.

7. frederick sommer
т: "сюрреалистичен. игра с загадочные объекты"

8. adam fuss
подборка фотограмм с отпечатками растений и животных.

абстрактные композиции - это кроличьи внутренности. кролик как символ плодовитости и одновременно жертвы

9. Мария Ионова-Грибина - Natura Morta

http://www.ionovagribina.ru/posts/6-natura-morta
цитату бы поправить ошибку, если это не коцепт
как рассказала сама автор
"каталась у моря на велосипеде. нашла птичку. захотела снять. отнесла домой и сняла на белом фоне. но осталась недвоольна, плюс возникли мысли а зачем?. вспомнила детство, когда жила в деревне часто находили с братом? маленьких животных умерших и хоронили их со всеми почестями (рядом к тому же было кладбище - сам процесс был периодически перед глазами). то есть это какой-то возврат в детство. дети хотят понять процесс - что значит быть мёртвым? это как? за спиной три года съёмок возможно продолжение. снято всё в швеции. все животные это найденные утром у дорог сбитые животные. иногда можно найти за один день 2-3 тельца. цветы оттуда же или из сада. снято на траве у дома. на артплее висело - люди шокировались.

10. emma kisiel - At Rest

http://www.balticphotography.com/index.php?/projects/at-rest/
удивительно совпавший проект. идеи летают в воздухе.

11. nathalia edenmont

http://nathaliaedenmont.com/fullscreen/index.html
утверждается, что для своих проекто наталья чуть ли не убивает животных. потрошит и снимает их через буквально через 15 минут после смерти. скорее всего пиар-легенда. вполне возможно и простой фотошоп, но тем самым ставится проблематика отношения к смерти животных в западной культуре.

12. erwin olaf - royal blood
http://www.liveinternet.ru/users/inaya75/post125182158/
с атрибутами мученичества

13. проект ионовой-грибиной с людьми, ходивишими на пард зомби или что-то такое. все в гриме и хотят выглядеть мёртвыми.

14. walter schels - life before death
http://www.walterschels.com/h/life_before_death_25_en.php
люди в хосписах, снятые незадолго до смерти и сразу после
с небольшими интервью

15. briony campbell - the dad project
http://www.brionycampbell.com/projects/the-dad-project
умирание и смерть отца от рака.
фотография как терапия.

16. jocelyn allen - The Squirrel's Playground (2010)
http://www.jocelynallen.co.uk/index.php?/projects/the-squirrels-playground/


Comments

спасибо, буду читать )

рад )

спасибо, буду изучать)

круто )) как защита? что сказали?

Вот это дайджест! Даже интересно прочитать со стороны, и я думаю, теперь, после двух разносторонних лекций, вы не меньший специалист по истории смерти в фотографии. )) Ещё меня удивило совпадение - я хотя и знаком с Ириной Толкачёвой, и крепко её уважаю как коллегу-специалиста, но совершенно не подозревал, что она готовит лекцию на тему. А серию Ионовой-Грибиной даже хотел показать в своей лекции, но решил всё же не включать в пользу других кадров.

о, да. теперь точно специалист. я старался ) а про это неожиданное совпадение так это лишнее подтверждение, что идеи в воздухе летают. вот буквально как у Артёма Чернова вышло. он после в фейсбуке сказал, что не видел таймовской подборки. да и у Марии действительно похожая серия с Кисиэл. я бы кого-нибудь из них включил бы. хорошие работы.

зы. и спасибо за лекцию, конечно

Edited at 2013-01-21 07:12 pm (UTC)

Спасибо за конспект)))

пожалуйста, рад был постараться

Присоединяюсь к благодарностям. Я тоже не знала, что Александр готовит лекцию про смерть. Сейчас, уже после, я поняла, что ещё нужно было включить в неё, (что мы не включили) с точки зрения освещения разных аспектов темы. Надо будет вернуться к этой лекции, может немного в другом формате. Что касается расслабленности - это же была лекция-диалог, расслабленность и импровизации предполагались изначально.))

вот так виртуально сводил двух искусствоведов на лекцию друг к другу. забавно вышло ) простор для работы тут замечательный. всего разом и не охватить. я "про расслабленность" не в упрёк, боже упаси, разные люди - разные стили изложения. так даже интереснее. вам спасибо за лекцию.

рад, если пригодится. у меня тоже была пара тематических ссылок сохранено. да искать надо ))

И, раз уж тут люди ссылками по теме делятся. Я почему-то совершенно забыла про гламурные образы смерти Каору. Видимо, мои мысли ушли больше в сторону реальности, чем игр. А игры не менее важны в этом вопросе.)))

Игры занятные, раньше не видел, но... Как историку мне ещё интересно, а вот как зрителю - совершенно нет. Вся эта игрушечная фотография вообще не имеет ничего общего со смертью, и с умением всмотреться в неё через объектив, ИМХО.

спасибо огромное! подбор картинок замечательный, некоторых я не видела, о некоторых знакомых полезные сведения нашла.

рад ) помнил о вашей просьбе. поэтому максимально подробно всё здесь изложил

отличный конспект, спасибо за него.
"оживленные" мертвые дети очень страшные.

рад )) вообще такого рода вещей не хватает

страх какой

Я понимаю, что не совсем по теме, но как мне показалось, достаточно близко. В 2008 году Стивен Мейзел снимал для итальянского "Вога" фотосессию памяти Ива Сен Лорана.

http://www.twentythirtyforty.net/blog/tag/steven-meisels-silent/

Смерть - это еще и модно.

спасибо! очень даже. Александр затрагивал тему модной фотографии и смерти. как раз дополняет )

Огромное Вам спасибо! это очень интересно!
жаль, что не удалось выбраться на эти мероприятия, но Ваш обзор отчасти восполнил упущенное:)

рад, что пригодилось )

Спасибо большое! Очень хотелось на этих лекциях побывать, но не вышло.

Кстати, этот проект: http://www.liveinternet.ru/users/inaya75/post125182158/ очень напомнил видео-проект АЭС+Ф про Принцессу Диану (не уверена, что он именно так называется, н, думаю, нагуглить можно).

рад, что понравилось. старался максимльно подробно.

нагуглил. прекрасный проект.
прямо "в копилку".
http://www.aesf-group.org/index.php?action=cats;cat_id=11;sub_cat_id=59

"Также был проект «Who Wants to Live Forever…» («Кто хочет жить вечно…»), посвященный судьбе медиа-звезд (селебритис), которые достигают пика звездной карьеры именно своей смертью, то есть, тоже, в каком-то смысле, концом света. Это история про принцессу Диану, про то, как она демонстрирует свои раны любителям некрофильских подробностей."

Вот именно! Киношно-триллерные. Очень интересный с социально-психологической точки зрения проект.